Среди вороха новейших релизов ААА-игр с современной графикой, иногда появляется желание окинуть взглядом прошлое и вспомнить, во что мы играли много лет назад. Сегодня я хочу рассказать про игру, которая называется Готика Марса: Кровавая сторона планеты. Это survival-horror в стиле первых Resident Evil, выпущенный на PSX и PC разработчиками из Creative Reality в 2000 году. Игра имела интересные аспекты геймплея, а также некоторые спорные моменты, которые, возможно, не позволили ей снискать значительной популярности. Но для меня этот проект стал особенным. И сейчас я расскажу, почему.

И все же главным врагом для многих станут не Триморфы и зомби, а местные загадки. Логика их решений подчас с трудом поддается каким-либо объяснениям. Надо быть очень внимательным: читать информацию в компьютерах, слушать аудио-дневники. Даже наручные часы могут помочь – местный ИИ по имени НРАВ может влиять на их циферблаты, давая вам таким образом подсказки. Большинство решений строится на менеджементе предметов инвентаря, которыми персонажи могут обмениваться при помощи «вакуумных труб», а также специальных шкафчиков на разных уровнях базы. Но при решении загадок необходимо также учитывать, что каждый из персонажей обладает своими особенностями, которые позволяют решать те или иные проблемы. К примеру, приготовить аптечки в лаборатории может только Мэтлок, а управлять тяжелой техникой – только Карн. По словам одного из разработчиков, а именно автора сценария и дизайнера Стивена Марли, в игре должно было быть куда больше подсказок для игрока, но во время последней недели перед дедлайном, многие записи таинственным образом исчезли. Марли признается, что «в нынешнем состоянии игра убийственно сложная».

Вообще, судя по его интервью, разработка игры шла весьма непросто. Сжатые сроки и нехватка рук (в команде было всего 7 человек, лишь пятеро из которых работали от начала и до конца) делали свое дело. Кроме того, разработчикам необходимо было «впихнуть» игру в стандарты PSX, и это оказалось весьма сложной задачей – многое пришлось порезать. Из-за этого пострадала и PC-версия, ведь обе версии, согласно договоренностям, должны были быть практически одинаковыми.

Но сложность загадок и неизвестность позволяют быстро почувствовать себя в шкуре персонажей. Помогает в этом и сам дизайн базы Вита — он вне нареканий. Комплекс не выглядит суровой научно-исследовательской лабораторией с индустриальным стилем — стены обиты деревом и красивыми обоями, на полах разложены мягкие ковры. И это не просто так, ведь люди здесь не только работали, но и жили. Другой вопрос, что все местное убранство заметно поистрепалось за прошедшее время. А на фоне играет зловещая музыка, где-то вдалеке слышен то ли плач, то ли смех. Всё это производит сильное впечатление на игрока, играть страшно, играть сложно, но интересно поданная история и неплохо написанный сценарий заставляют двигаться дальше.

***
Студия Creative Reality уже давно распалась, а игр подобного толка нынче не делают. Исключением стало лишь переиздание ремейка первой части Resident Evil Remaster HD, но это всего лишь переиздание. Возможно, его успех даст разработчикам стимул для создания подобных игр в будущем, но пока ничего такого не предвидится. А жаль, хорроры нынче обмельчали, играть в них не страшно, а вызова они игроку не бросают практически никакого.

      Игры из прошлого: Готика Марса
      Очень страшно и сложно. В том и ценность - сейчас так не делают.
      Визуальный стиль80%
      Сюжет80%
      Геймплей70%
      Звук80%
      Плюсы
      • Густая атмосфера
      • Качественный звук
      • Это действительно страшно
      Минусы
      • Слишком много загадок
      • Иногда они слишком сложные
      78%Оценка