Картина Андрея Звягинцева на днях получила премию «Золотой Глобус», приз за сценарий на Каннском кинофестивале 2014 и номинацию на премию «Оскар». Обласканный западными изданиями, фильм, тем не менее, наткнулся у себя на Родине на критику. Почему многие журналисты осуждают этот фильм, и что значат престижные западные номинации и премии? Давайте разбираться по порядку.

Сам по себе фильм очень хорош. А, учитывая, какие ныне картины наводнили российский кинематограф, то и вовсе здорово наблюдать такое явление, как «Левиафан». Тем более, что это не простой фильм, деньги на его создание выделило само Министерство культуры, и сделан он по-настоящему качественно. Так что, да, этот фильм можно назвать искусством, в отличии от всяческого рода отечественных комедий, которые, несмотря на свою очевидно гнилую суть, все-таки умудряются собирать полные залы и окупать бюджеты. Но что тогда не так с «Левиафаном»?

Западное искусство кинематографа в подавляющем большинстве случаев являет собой не просто развлечение на вечер, их фильмы вполне можно счесть отличным средством пропаганды. Бравые американцы спасают мир, и никому это более не под силу – этой аксиомой нас кормят вот уже десятки лет. То же можно сказать и про игры, которые не так давно тоже отнесли к искусству. И это очень здорово. Для США. Они показывают, чего они стоят и другим странам, и своему собственному народу. Патриотизм растет, все счастливы. А что снимают у нас?

Отбросив мусор, сразу возьмемся за «Левиафана». В основу сюжета положена история, произошедшая в США. Марвин Джон Химейер, хозяин мастерской в Грэнби, штат Колорадо, ветеран войны во Вьетнаме, очень долго сражался с цементным заводом Mountain Park по поводу территории. Они хотели захватить участок, где находилась его мастерская. Он, разумеется, его отдавать не желал. Устав от бюрократии, он просто взял свой бульдозер, обшил его бронёй и поехал в город. На нем он уничтожил 13 административных зданий, среди которых были все здания Mountain Park, а потом покончил жизнь самоубийством. В СМИ это событие назвали «Война Марвина Химейера».

Андрей Звягинцев эту историю перенес на наши с вами родные просторы. С своей картине он прошелся по извечным проблемам России: коррупция, полная безнаказанность тех, кто над законом, лицемерие церкви и ничтожность маленьких людей, которым легче забыться в алкогольной дреме. Все так. Но этот ли фильм стоило везти на Каннский кинофестиваль?

Вот, посмотрите, какую социальную рекламу снимают французы про нашу страну:

Там, на Западе, Россию считают пропащей страной, где царит беззаконие и тирания в отношении простого народа. Нас рисуют чудовищами, освещая все политические события в определенном ключе. Все это – хорошо продуманный и проплаченный механизм, одно из орудий войны нового поколения. Используется оно весьма эффективно, как мы видим, превращая недавних друзей в наших врагов и ненавистников. В этом ключе, пожалуй, стоит привести слова писателя Вадима Левенталя, который достаточно прозрачно высказался по поводу нового фильма Андрея Звягинцева: «Тем не менее нужно признать, что фильм у них получился, как бы сказал Ленин, очень нужный и своевременный. Именно в тот момент, когда всему миру вешают на уши лапшу про ужасного русского медведя, который опять, как и в 1945-м, по словам украинского премьера, угрожает свободе всех добрых людей, появляется фильм, в котором все возможные ужасы по случайному стечению обстоятельств происходят именно в России. Так получилось, что субъективно снимали библейскую притчу, а объективно — сняли кино про «рашку»; как говорится, в умелых руках всё, что хочешь — балалайка.»

Стоит отметить, что съемки «Левиафана» начались не вчера, а еще в далеком 2009 году. И вот тогда его еще можно было, скажем грубо, стерпеть. Да, есть некий русофобский подтекст, но тогда конфликт с Западом еще не вышел на такой пик, как сегодня, а народу мало было дела до этих сфер. Но сегодня такое кино становится малоуместным. А везти и показывать его и так настроенным против нас западным зрителям – очень опрометчиво. Кто-то скажет, что о том, как у нас все плохо, писали еще русские классики. Но времена меняются.

Сегодня такое кино должно было стать Словом для всего Западного мира. Оно им и стало. Этим фильмом мы как бы говорим: «Да, вы правы. Русский Медведь, действительно, угроза миру, а его берлога — рассадник скверны. Мы агрессивны, мы нечестны, мы порочны». А ведь всегда приятно, когда с тобой соглашаются. Это я говорю в отношении обеих сторон – не зря же столько премий посыпалось на этот фильм. А что означают эти премии? Да то же, что и Нобелевская премия мира, которую выдали Михаилу Горбачеву и Бараку Обаме.

PS

Французы из крупного издания Telerama, после просмотра фильма «Левиафан» Звягинцева, решили отправиться в город Кировск в Мурманской области, где и проходили съемки картины.

«Мы отправились в город Кировск на краю Полярного круга, чтобы увидеть умирающую провинциальную Россию, погрязшую в коррупции, насилии и пьянстве».

Для чего? В статье в журнале описывается все так:

«… ужаснулись российской действительности и поступили ну вот ровно так, как и стоит поступать настоящим журналистам — отправились на место событий фильма, посмотреть на русский ужас вблизи, заглянуть ему в глаза».

И вот, что они увидели:

«Мы думали, что окажемся в страшном городе, где по улицам ходят низколобые националисты в состоянии алкогольного опьянения, а оказались в маленьком приятном городке с населением в 20 тыс. жителей на берегу озера.

Город не производит впечатление умирающего: здесь добываются апатиты, есть даже работающая горнолыжная станция, построенная еще в советское время.

В Кировске мы не увидели ни пустых улиц, ни спотыкающихся бомжей. Мы увидели людей, которые шли на работу, спешили по своим делам, как в любом европейском городе.

Мы расширили зону наших поисков. Мы отправились на местную свадьбу, поговорили с журналистами Кировска, посетили шахту и церковь. Мы не увидели ни поголовного пьянства, ни нищеты. Дети, молодые предприниматели, открытые люди, готовые к разговору».