Чем в этом году отличилась Ubisoft? Сначала они выпустили жутко распиаренную Watch_Dogs, которая на деле оказалась вовсе не такой революционной и классной, как то описывали Ubisoft до релиза. Assassin’s Creed: Unity тоже не порадовала игроков, сначала запросив для себя непомерно навороченное железо, а потом удивив обилием глюков и багов. При этом сторилайн и геймплей тоже не могли ничем похвастаться, чаще заставляя зевать от скуки. Поэтому я был готов к тому, что Far Cry 4 тоже может оказаться разочарованием.
Наш герой, Аджай Гейл, прибывает в Кират, вымышленную страну в Гималаях, чтобы развеять там прах своей матери – именно такой и была ее последняя воля. Он едет в автобусе, но их, по традиции, останавливают на блокпосту. Начинается заварушка, кого-то убивают, а Аджая кладут лицом в землю. Тут прилетает местный король, Пэйган Мин — очень харизматичный персонаж, который мне понравился даже больше Вааса. Пэйган разочарован действиями своих бойцов, ведь он не просил устраивать пальбу. В наказание и назидание остальным, он жестоко убивает облажавшегося командира, а потом он обращает свое внимание и на нас. Мин неожиданно добр с Аджаем, он делает с ним сэлфи и увозит его (с мешком на голове, правда) в свой дворец. Далее выясняется, что Пэйана и Аджая связывает гораздо больше, чем могло показаться, именно поэтому он и приказал задержать автобус. После небольшой сцены, Мин уходит по своим делам, прося Аджая остаться и подождать его пятнадцать минут. В это время в здание проникают повстанцы из Золотого Пути. Аджай сходу присоединяется к ним и сбегает из дворца. Почему он так сделал? Ведь Мин принял его столь радушно и оказался явно не чужим человеком. Да, он показал себя довольно жестоким правителем, но слишком уж быстро Аджай разобрался в политической ситуации и выбрал одну из сторон конфликта.
Оказалось, что для Золотого Пути Гейл тоже представляет ценность – он сын убитого вождя повстанцев. Потом выяснится, что он по совместительству еще и машина для убийств, которая способна решить исход войны. Очень ценный кадр. Но вот мы прибываем в одну из пластиковых деревушек со скриптовыми жителями, где нас встречают кат-сценой, а меня еще к тому же и глючащим мужиком, который весь ролик стоял в одном из главных персонажей и сверлил меня взглядом. Здесь Аджая пока не признают чем-то большим, нежели заблудившимся туристом. Он просто важен для ополчения как символ, ведь народ очень почитал его отца. Именно поэтому Золотой Путь и пожертвовал жизнями нескольких десятков бойцов ради того, чтобы вызволить Аджая из дворца.
Зная об этом, мне было несколько удивительно, когда Сабал, один из командиров, дал мне опасное задание, с которым не справился опытный боец ополчения. Задача была стандартной для игр Ubisoft – открыть вышку, которые здесь называют колокольнями. Дело в том, что с каждой такой колокольни вещается пропагандистский душ для мозгов населения. При этом, если мы отключим пункт вещания, то на смену восхвалениям Мину придет остроумный Раби Рэй Рана, ведущий Свободного Радио Кирата.
По ходу этого задания нас знакомят с новым элементом игры – скалолазанием. Мы можем забраться на крутую гору в определенных, заранее подготовленных для этого, местах, используя крюк-кошку. Освоив это и пройдя еще пару миссий по сюжетным рельсам, мы наконец-то отправляемся в свободное плавание по морю миллионов заданий. Среди них 32 сюжетные миссии и воз с тележкой побочных заданий в стиле Ubisoft. Казалось бы, все как обычно, но здесь геймдизайнеры проделали более интересную работу, чем в Far Cry 3. Но обо всем по порядку.
Как только я захватил эту первую вышку, я уже подвел для себя предварительный итог – передо мной тарелка тех же щей, которыми меня потчивали в 2012 году. Анимация практически та же, механика геймплея тоже перекочевала прямиком из третьей части. Учитывая, что я был несколько предубежден, не удивительно, что у меня появились такие мысли. Но все довольно быстро изменилось, а игра затянула меня весьма и весьма сильно. В Far Cry 3 я спокойно курсировал между сюжетными заданиями, изредка и неохотно отвлекаясь на побочки. В Кирате же сложно просто проехать по дороге – вас обязательно отвлекут: спасение заложников, опасный конвой, курьер со сверхсекретными документами, нападение агрессивных носорогов. Боже, да здесь даже можно караваны ограблять – это же просто must have! Вам и минуты не дадут посидеть без дела, а каждую схватку разнообразит куча случайностей. Вот вы отстреливаете головы врагов из снайперской винтовки, спрятавшись на возвышении в кустах, но вдруг прилетел орел и давай рвать вас когтями и клевать мощным клювом. И не отстает ведь, гад – приходится выпустить в него обойму из калаша. Всё, внимание привлечено, а ваша позиция раскрыта – враги поднимают тревогу, и вот уже на пути к аванпосту мчится подкрепление, а вас поливают из миномета. Вокруг все в огне и надо что-то срочно предпринимать. Благо, на территории аванпоста стоит пара клеток со слонами – отстрелив на них замок, вы мигом устроите там локальный апокалипсис. Перебегая с крыши на крышу, пользуясь подручными средствами и выковыривая из себя на ходу пули и куски металла, вы сможете одолеть врагов. И тогда на захваченную вами территорию приедут храбрые повстанцы. Их, конечно, можно было вызвать и раньше, только вот хотелось бы какой-нибудь инициативы и от них, все-таки мы воюем на одной стороне, а я, между прочим, весьма ценная персона для Золотого Пути. С другой стороны, помощь союзников никогда не отличается эффективностью в Far Cry 4 — уж больно киратцы тупы. Пришедшие на подмогу союзники все чаще лезут под ваши пули, отбирая очки кармы за каждого убитого болванчика с желтой повязкой на голове. Поэтому иногда легче прибегнуть к стелсу, который мало изменился со времен третьей части. Нас с ним познакомят в одной из миссий, где необходимо тихо спасти местных жителей. Поднимать тревогу нельзя, ведь тогда враги отдадут приказ казнить всех заложников. Но в Far Cry 4 упор на экшен куда более сильный, а стелс отходит на второй план, становясь лишь инструментом для определенных игровых ситуаций.
После первой миссии с обязательным стелсом вам предложат и еще одно нововведение — задание-выбор стороны. Дело в том, что у сопротивления есть две главы – почитающий традиции Сабал и Амита, которая затаила обиду на традиционный домострой Кирата, ведь ее хотели отдать замуж в шесть лет. За всю игру вам придется несколько раз выбрать, на чьей вы будете стороне, и ваш выбор будет иметь определенные сюжетные последствия. Забегая вперед, скажу сразу – переспать с Амитой не получится в любом случае. Это, конечно, спойлер, но не хочется, чтобы вы переступали через свои моральные принципы ради разделения теплого ложа с прекрасной дамой, раз уж это бесперспективно. Я так, если что, не делал.
Здорово разнообразят игровой процесс и события Кармы – случайно генерируемые ситуации, в которых вы должны помочь бойцам Золотого Пути или угнетаемым местным жителям. Колеся по Кирату на машинах или летая на гирокоптере, вы будете часто натыкаться на различные ситуации, в которых необходимо ваше участие. Помогли все разрулить в пользу сил добра – получите очки Кармы. Получение очков Кармы сулит хорошие бонусы, прокачивать это дело определенно стоит. Помимо событий Кармы и сюжетных заданий, в Кирате есть, чем заняться: найдите все маски Ялунга, которые оставляет на месте преступления местный серийный убийца, сопроводите конвой с ценным грузом, сорвите развешанные повсюду агитационные плакаты, примите участие в съемках киностудии Кирата и выполняйте просьбы местных жителей на захваченных аванпостах. А еще есть арена, где вы сможете доказать свое мастерство и храбрость, ну и вышки, разумеется. И все это очень здорово реализовано, ведь даже повторяющиеся задания наскучивают далеко не сразу. Более того, вы не скоро заметите, что многие побочные миссии имеют одинаковую структуру – настолько плавно они вплетены в общее геймплейное полотно.
Не сразу поймешь и то, какие миссии являются побочными, а какие — сюжетными. Многие задания выдают обычные NPC, а некоторые – очень колоритные персонажи. Одним из таких является харизматичный чернокожий торговец оружием по имени Лонгин, которому, судя по состоянию его губ, не повредила бы гигиеническая помада. Он явно приехал в Кират откуда-то из Лебоа-Сако, где мы успели побывать в 2008 году во второй части Far Cry. Лонгин занимался там алмазным бизнесом, но однажды получил пулю в голову. Он выжил, но некоторые шарики в его голове заметно заехали за соответствующие ролики – теперь он говорит в основном цитатами из Библии и ходит в лохмотьях. Впрочем, от алмазного бизнеса он полностью отказаться не смог, за что себя и корит. Поможете ему с этим делом – получите новое оружие, опыт и деньги. Другими яркими NPC стали персонажи из третьей части, Херк и агент ЦРУ Уиллис Хантли. Их задания отправят вас в Гималаи, где миссии больше похожи на уровни из Call of Duty, локации ограничены, а путь практически всегда только один. После свободы Кирата, такие миссии довольно быстро утомляют. Помимо снежных уровней, вам доведется побывать и в сюрреалистичных землях Шангри-Ла, куда вы сможете отправиться, отведав местной наркоты. Там геймплей тоже прямолинеен и не такой интересный, как в основной локации, зато вас порадуют стильным дизайном и необычными глюками.
Но, если бесконечные снежные склоны гор и цветастые антуражи Шангри-Ла со временем могут утомить глаз, то красотами Кирата не устаешь любоваться — он удался на славу. Игра базируется на той же технологии, что и Far Cry 2 и 3, движок Dunia пока что по-прежнему показывает нам облитых парафином NPC, но с пейзажами он в этот раз справился намного лучше. В Far Cry 3 все тоже было на уровне, но мыльные горы вдали и монотонность тропических джунглей делали свое дело. В Far Cry 4 графика и дизайн достигли нового уровня. Окруженный горной цепью с прекрасным Эверестом во главе, Кират выглядит по-открыточному красиво, а леса иной раз могут и вовсе показаться фотореалистичными. Катаясь на машине, можно нажать специальную клавишу, и авто само поедет до нужной цели — это нужно для того, чтобы вы могли с удобством стрелять во время езды, но я чаще использовал такой прием для спокойного созерцания пейзажей через боковое окно.
Но в нашем мире за все нужно платить, и самые высокие настройки графики в Far Cry 4 не стали исключением. В игре можно тонко все настроить самому, а можно задать мета-параметр для всех опций. При этом высоким качеством все не ограничилось, в игре также есть планки «очень высоко», «максимум» и «Nvidia». Последняя подарит вам приятные глазу мягкие тени, но, по всей видимости, ей требуется парочка GeForce Titan в SLI-связке, поэтому я обошелся обычными тенями. При этом далеко не самая мощная видеокарта способна спокойно вытягивать 40 fps при грамотной комбинации высоких и очень высоких настроек графики. Но в игре есть неприятные фризы, которые часто омрачают экшен-сцены и даже могут заметно вам насолить в пылу схватки. Надеюсь, с патчем это поправят.
Не все гладко и с сюжетом игры. Об отсутствии внятной мотивации главного героя я уже писал. Обидным стал и тот факт, что столь харизматичному Пэйгану Мину, который стал визитной карточкой четвертой части, выделили преступно мало экранного времени, он появляется только в самом начале игры и в конце повествования. Помимо него в Кирате есть и другие злодеи, но и их толком не показали. Например, садист и по совместительству любящий отец, Пол «де Плёр» Хармон, мог бы стать очень запоминающимся персонажем, но с ним мы имеем дело в общей сложности около минуты. Всю сюжетную кампанию меня преследовало ощущение того, что вот-вот мне все расскажут, объяснят, зачем я здесь, и почему я должен помочь революции. Еще чуть-чуть, и мне покажут какого-нибудь яркого персонажа, который раскроет для меня все эти загадки. Но нет, вплоть до финальных титров вы будете выполнять поручения Золотого Пути лишь ради того, чтобы пострелять и повеселиться. Возможно, в этом и есть истинная мотивация Аджая, и он – больной ублюдок, которому был нужен лишь повод для того, чтобы резать людей своим страшным кукри, сжигать заживо солдат и заниматься браконьерством, убивая животных из пулемета и сдирая с них драгоценные шкуры. Столь радушный Пэйган Мин попросил его остаться во дворце, но Гейл не мог упустить возможность порезвиться, он знал, что присоединение к повстанцам даст ему отличный шанс устроить в Кирате кровавую баню. Он готовился к этой поездке давно — откуда еще у обычного туриста такие боевые навыки? Шутки шутками, но, на самом деле, мотивы обычного игрока выглядят именно так, ведь мы проходим игры серии Far Cry не ради сложной судьбы персонажей и закрученного сюжета, нам просто хочется весело пострелять во врагов и повзрывать все вокруг. Возможно, изначально приняв эту позицию, у меня бы не возникло непоняток с сюжетом.
Впрочем, в игре есть и альтернативная концовка. Когда Пэйган попросит вас его подождать, можно выполнить его просьбу, и он вернется через пятнадцать минут. Если бы эту игру делали разработчики Ведьмака из CD Project Red, возможно, нам дали бы выбрать фракцию. Тогда я бы попробовал примкнуть к Пэйгану Мину, ведь иметь дело с ним куда интереснее, чем с пресными Сабалом и Амитой.
***
Но и то, что нам предложили Ubisoft – достойно похвалы. Да, по большому счету, Far Cry 4, действительно, представляет из себя те же щи, что и раньше, но в этот раз их вкус здорово обогатили восточными специями. Геймплей стал богаче и ярче, побочные миссии очень органично переплетаются с сюжетными, а куча игровых возможностей не дадут вам заскучать. Ubisoft вновь оценили недостатки прошлой игры и исправили их в новой – в этот раз играть намного веселее, а отличные звук и графика сделают прохождение еще более сочным. Far Cry 4 – очень крепкий, качественный и насыщенный проект, после которого даже не хочется вспоминать былые промахи студии.
P.S.
Музыка в игре тоже весьма хороша. Я рекомендую вам ознакомится с ней вот здесь.
- Богатый игровой мир
- Прекрасная графика
- Добротная боевая система
- Невнятный сюжет
- Пэйгана Мина слишком мало
- Низкий уровень ИИ