Я очень ждал новую Need for Speed: Most Wanted. Потому что я люблю гоночки, я люблю Need for Speed, я обожал Most Wanted образца 2005 года, и я доверял студии Criterion. И, по всей видимости, не я один такой. Потому что, после выхода новой Most Wanted, вокруг нее развернулись жаркие споры и дискуссии. Игра получилась совсем не похожей на оригинальную Most Wanted, она вообще больше напоминает Burnout, а не NFS. На самом деле, разработчики этого и не скрывают, они даже написали на коробке с игрой большими буквами «A Criterion Game». Criterion – авторы Burnout, поэтому итог, в принципе, был предсказуемым. Но тогда зачем было называть игру Most Wanted? Это ремейк? Переосмысление? Или это абсолютно новый проект, не имеющий отношения к оригинальной игре? Давайте разбираться.
На самом деле, верно лишь одно утверждение. Most Wanted 2012 – это новая игра с новыми правилами и другим игровым процессом. А имя ей дано лишь по той причине, что это коммерчески выгодно. Уж очень публике полюбился оригинал. Но, на мой взгляд, такой ход был не слишком дальновиден. Да, сначала игроки клюнут на знакомое название. Но потом их постигнет разочарование. Это, как если бы вы купили торт «Наполеон», пришли домой, открыли коробку, а там «Медовик». Он тоже очень вкусный и отлично идет с чаем, но вы-то хотели «Наполеон». Отсюда отрицательные рецензии на Metacritic.com, недовольство на форумах и ворчание фанатов. Более того, на первый взгляд концепции у этих игр схожи: большой открытый город, где вас ждут гонки и догонялки с копами. Но на деле все оказывается по-другому, ведь новая Most Wanted исповедует совсем другую религию.
Начну с того, что в новой NFS нет никакого сюжета. Тогда, в 2005, нас встретил в игре довольно неплохой сценарий, крутые ролики с живыми актерами, интрига. То есть, у нас была мотивация пройти игру до конца. Сейчас же ее нет, потому что, кроме гонок в игре нам ничего не предлагают. Вы прибываете в город Fairhaven, у вас уже есть в наличии крутая тачка. Все, что вам надо, это победить 10 супергонщиков из черного списка, который наши локализаторы на сей раз обозначили как просто Most Wanted (то есть с переводом на этот раз не заморачивались).
Мотивации нет не только потому что нет сюжета. Сейчас мы подходим ко второму спорному нововведению в игре – абсолютная бесплатность и доступность всех тачек. Раньше, чтобы получить заветное авто, надо было крепко постараться, заработать ее. По этой причине гонки проходились с большим азартом и усердием. Теперь же нам надо только найти припаркованный экземпляр и пересесть в него нажатием одной клавиши. Все, она ваша и доступна через меню easydrive. Некоторые машины, замечу справедливости ради, таким способом не добыть. Для того, чтобы их получить, надо сначала обогнать ее владельца, а потом разбить ее. Таких машин 10, все они принадлежат водилам из списка Most Wanted. Кто они такие? Зачем разбивать их машины? Что плохого они вообще нам сделали? Ни на один из этих вопросов не дают ответа. Вот парни, которых надо наказать, действуй!
В поиске машин есть и другой смысл, помимо коллекционирования. К каждой модели привязаны определенные соревнования. Победа в гонке приносит призовые очки и какие-нибудь улучшения, вроде шин для бездорожья или усиленного заряда нитро. Вроде как все эти апгрейды призваны улучшить поведение машины на дороге, но на деле значительного улучшения не замечаешь. По сравнению с предыдущей Most Wanted, на мой взгляд, управление стало значительно хуже. И та и эта часть не претендуют на звание симулятора, но в первой Most Wanted управлять автомобилями было приятно и здорово, а здесь поездка зачастую вызывает раздражение. Машины ведут себя как утюги, они неповоротливы, управление тугое. Говорят, с рулем ощущения похожие, я не проверял. Но на клавиатуре, во всяком случае, мне управление не понравилось. Тем более, что гонки здесь зачастую бывают непростыми, а, когда врезаешься в последнем повороте, теряя при этом призовое место, становится обидно и хочется нажать alt+f4.
Поэтому в одиночной компании можно найти для лишь один стимул для прохождения игры. Это сами гонки и тот фан, который получаешь во время них. Они часто бывают сложными и требуют сосредоточения. Одно неосторожное движение, дурной вход в поворот, и все, финита ля комедия, нажимайте на кнопку повтора. Правда, их все-таки искусственно усложнили, добавив то, что называется catch up. Это, когда противники, как бы далеко вы от них не оторвались, через какое-то время все равно вас нагоняют. Catch up немного портит впечатление, ведь всегда хочется честной игры. А тут такое творится, от соперников не уйти, даже если очень постараться. Несправедливо и обидно, ведь сам игрок так сделать, разумеется, не может. Это отнимает довольно большую часть азарта, что, конечно, не есть хорошо.
Пару слов о видах заездов. В игре есть разные типы гонок: в одном мы должны обойти соперников, в другом — достичь нужной средней скорости, в третьем – уйти от полиции за наименьшее время. Каждая гонка, как я уже писал, привязана к определенному автомобилю, поэтому искать их тоже нужно. Вот, собственно, и вся мотивация. Тут принцип «развлеки себя сам» возведен чуть ли не в абсолют. Простые покатушки по городу – тоже одно из местных развлечений. В Fairhaven множество трамплинов и плакатов, которые нужно разбить. Разбить в игре можно многое, но далеко не все. И вот это свойство у предметов, разрушаемость, иногда определяется игроком ошибочно, и он, влетев в деревянное ограждение, попадает в аварию. Сами автомобили, кстати, не ломаются. Так, царапаются двери, да бьются стекла. Издержки лицензирования машин. Но все равно, праздно прокатиться по городу тоже здорово, здесь есть, кто поразвлечься. Но долго просто так кататься не получится, полиция вас рано или поздно заметит. И тогда начнется погоня, яркая и долгая. Иногда очень долгая. Об этом я напишу поподробнее.
Полицейские ведут себя неплохо, догоняют, бьют в бок, зажимают в коробку. Если надо, расставят в нужных местах заградительные кордоны, поставят на дорогу шипы. Правда, арестовывают они куда медленнее, чем раньше, надо очень сильно тупить, чтобы шкала ареста заполнилась. Кроме того, я так понял, что за арест ничего не отнимают, вы просто телепортируетесь туда, откуда забрали свою машину. Поэтому иногда легче закончить погоню арестом, чем пытаться оторваться от копов. Потому что сам процесс ухода от полиции мне показался не очень продуманным. Можно минут двадцать кататься по городу, сворачивать в подворотни, прыгать с трамплинов, а неутомимые полицейские все так же будут висеть у вас на хвосте. Эту проблему можно было бы решить с помощью объектов-ловушек и мест, где можно спрятаться, как это было предыдущей Most Wanted. А иногда случается так, что вы избавляетесь от копов, просто свернув за угол. Тут имеет место какой-то непонятный мне рандом, а это плохо. Учитывая, что погони – одна из основных фишек игры, стоило сделать город более продуманным в этом отношении.
Что же получается? Игра получилась неудачной? Нет, это не так. У нее есть свои плюсы, но все они, кроме отличной графики, раскрываются исключительно в мультиплеере. Более того, все недостатки нивелируются, когда гоняешь с живыми людьми. Никакого catch up’а в гонках, все по-честному. Игра дарит совершенно новые эмоции, соперничество выходит на новый уровень, игра приобретает смысл, а действия игрока – мотивацию. Выйдя в онлайн хочется побеждать, доминировать на трассах. Единственное, чего я не пойму, так это почему разработчики не стали давать игрокам возможно поиграть за полицию. Вот, где был бы настоящий драйв! Ловить других игроков было бы очень интересно, а уходить от живого копа – сложно и захватывающе. Большое упущение, ведь, если бы такой режим имел место в игре, я бы накинул ей сразу несколько дополнительных баллов.
***
Но то, что игра развлекает по большей части только в мультиплеере – неправильно. Эта печальная тенденция, делать одиночную компанию на «отцепись» в качестве довеска к мультиплееру, и она мне никогда не нравилась. Если уж начали делать игру с сингловой частью, будьте добры, сделайте все хорошо и качественно, так, чтобы играть было интересно. По-хорошему, эту игру вообще стоило назвать не Most Wanted, а Need for Speed: Burnout World. Потому что делали ее авторы Burnout, и у них получился урезанный (из-за особенностей серии Need for Speed) Burnout. А World – потому что в серии NFS уже есть игра чисто мультиплеерной ориентации — Need for Speed: World. Вот и получилось бы все по-честному, название отражало бы суть игры на все 100%. А так налицо практически обман покупателей. Название гласит одно, а содержание – другое. Отсюда и отрицательные отзывы, ведь неоправданные надежды всегда вызывают боль в области пониже спины.